Как я бросил курить (опыт борьбы с грехами табакокурения православного мирянина) || Почему курить грех

Как я бросил курить  (опыт борьбы с грехами табакокурения православного мирянина)

Медицинская статистика подсчитала, что
каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека минимум
на семь минут. Вообще же курильщики в России живут на пять
лет меньше некурящих.

Большая часть курящих это знает. И тем
не менее оставить греховную привычку никак не может. Вот что
писал о состоянии курильщика известный православный писатель
С. А. Нилус в первой части книги «На берегу Божьей реки».

«…7 июля 1909 г. Сегодня ночью со мной был
тяжелый приступ удушливого кашля. Поделом! — это все от
куренья, которого я не могу бросить, а курю я с третьего
класса гимназии и теперь так насквозь пропитан никотином,
что он уже стал, вероятно, составной частью моей крови.

Нужно чудо, чтобы вырвать меня из когтей этого порока, а
своей воли у меня на это не хватит. Пробовал бросать курить,
не курил дня по два, но результат был тот, что на меня
находила такая тоска и озлобление, что этот новый грех
становился горше старого.

«Придет ваш час, — сказал отец Варсонофий, —
и куренью настанет конец». «Надейся, не отчаивайся: в свое
время, Бог даст, бросишь», — по поводу того же куренья, от
которого я никак не мог отстать, сказал мне отец Иосиф. И
чудо, по слову обоих старцев, надо мною совершилось. И было это так.

Живем мы с подружием моим, женой моей
Богоданной, что называется, душа в душу, в полном смысле
Евангельского слова, так что мы не двое, а одна плоть.
Великая эта милость Божия, нам дарованная свыше, по глубокой
и убежденной нашей вере в Таинство Брака, к которому мы оба
в свое время приступили со страхом и трепетом.

И вот, в июне
1910 года жена моя заболела какой-то странной болезнью,
которой ни фельдшер оптинский, ни приглашенный врач
определить не могли: утром почти здорова, а как вечер, так и
до 40 температура.

«Матушка Царица моя Преблагословенная Богородица!
Ты, верую, дала жену ангела моего, Ты же и сохрани мне ее, а
я Тебе за то обет даю не курить больше никогда. Обет даю, но
знаю, что своими силами исполнить его не смогу, а не
исполнять — грех великий, так Ты Сама мне помоги!

» Так было
это часов около десяти вечера. Помолившись и несколько
успокоившись, подошел к постели жены. Спит, дыхание тихое,
ровное. Дотронулся до лба: лоб влажный, но не горячий —
крепко спит моя голубушка нежная.

Слава Богу, слава
Пречистой! Наутро температура 36,5, вечером — 36,4 и через
день встала, как и не болела. А я забыл, что курил, как не
курил никогда, а курил я ровно тридцать лет и три года, и
весь организм мой был так пропитан проклятым табачищем, что
я без него жить не мог не только дня, но и минуты».

Отцы Церкви и подвижники благочестия о куренииМолитва преподобному Амвросию Оптинскому о избавлении от страсти табакокурения

Москва 2004Благословение Душепопечительского Центра во имя святого праведного Иоанна КронштадтскогоДуховник и руководитель Центра — иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук,профессор

Текст, составление — Алексей Кулаев, все права защищены, 2004 

Однажды, в 1991 году, одна благочестивая женщина, занимающаяся изданием православной литературы, как-то в разговоре очень удивила меня сообщением, что когда-то курила, и причем долго, лет двадцать. (Столько же времени «серьезно» курил и я, с 15 до 35 лет).

И, в конце концов, решила она бросить. Приходя на службу в храм, она молилась примерно таким образом: «Господи, я не хочу и не могу бросить курить, но я все равно буду приходить к Тебе и просить, чтобы это произошло.

Ты, Господи, уж сам, пожалуйста, разберись с этой ситуацией». Поделившись такой своеобразной молитвой, она заронила во мне зернышко веры в то, что и со мной может произойти то же самое. Но мне понадобилось еще целых четыре года для воцерковления до такой степени, чтобы начать бороться серьезно.

Жертвоприношение. Следующей жертвой можете стать вы!

Уважаемая редакция! Мне несколько раз приходилось слышать слова
«грех курения». Я согласен с тем, что курение само по себе —
дело нехорошее. Но почему это грех?

А. Ю. Воронцов, г. Бийск.

Вот такое письмо. Можно смело предположить,
что в обществе, где курят подавляющее большинство мужчин и
около половины женщин, с точкой зрения автора письма
согласятся многие. Тем более что эти же самые «многие» (по
данным социологических опросов) считают себя православными
христианами.

О вреде курения прямо в Священном Писании
действительно ничего не говорится. Табак в нашем мире
появился через много веков после создания Библии. Дата
«открытия» курения известна очень точно.

«12 октября 1492
года экспедиция Христофора Колумба пристала к острову
Сан-Сальвадор, — писал епископ Варнава (Беляев). —
Мореплаватели были поражены невиданным зрелищем: краснокожие
жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа!

Индейцы
справляли свой священный праздник, на котором курили особую
траву. Ее высушенный и свернутый лист, наподобие сегодняшней
сигары, назывался у них «табако», откуда и пошло нынешнее
название табака.

Туземцы курили «табако» до полного одурения.
В этом состоянии входили в общение с некими «демонами», а
потом рассказывали о том, что им говорил «Великий Дух».
Курение было частью ритуалов поклонения языческим богам
ацтеков, которым приносились, в числе прочих, и человеческие жертвы.

Моряки Колумба захватили таинственную траву
с собой в Европу. И очень быстро новое «удовольствие»
получило повсеместное распространение. Как писал епископ
Варнава: «И вот, при благосклонном участии и тайном
побуждении от бесов, по всей Европе и даже Азии началась
буквально повальная горячка табакокурения.

С курением пытались активно бороться не
только христиане, но и мусульмане. В 1625 году в Турции
Амурат IV казнил курильщиков, а отрубленные головы с
трубками во рту выставлял напоказ.

В Персии шах Аббас
Великий велел в наказание за курение отрезать губы и носы, а
торговцев табаком сжигать вместе с их товаром. Даже во
всегда свободной Швейцарии в 1661 году аппенцельский
магистрат рассматривал торговлю табаком как грех,
равносильный убийству!

У нас на Руси курение вошло в обычай с Петра
I, который сам курил и даже осмеливался складывать
курительные трубки на манер архиерейских дикирия
(двухсвечника) и трикирия (трехсвечника) и «благословлял»
ими народ во время своих пьяных «ассамблей».

Но это — Петр,
а до него царь Михаил Федорович в 1634 году велел «казнить
смертию курильщиков». Царь Алексей Михайлович в 1649 году
велел курильщикам «пороти ноздри и носы резати», а после
«ссылати в дальние города».

1

Об оценке святоотеческой духовной мысли
греха курения мы скажем позже, а пока отметим, что на самом
деле опосредованно о грехе курения в Священном Писании
все-таки говорится. Бог создал первых людей здоровыми и
проявлял заботу об их физическом и душевном совершенстве.

«Возлюби ближнего своего как самого себя», сказано в одной
из заповедей Христовых. Отсюда следует, что прежде, чем
возлюбить ближнего, следует «возлюбить себя». Возлюбить и
бережно относиться к тому дару жизни, который дан всем нам
от Бога.

А какое уж тут «бережное отношение» к своему
здоровью курильщика, если всем известно, что табак содержит
более 30 вредных веществ. Самым опасным из них считается
алкалоид никотина.

Среди курильщиков особенно много больных
бронхолегочными заболеваниями. А самым грозным последствием
курения является рак гортани и легких. Дело в том, что
табачный дым содержит канцерогены, вызывающие раковую
опухоль. Это бензопирен и его производные.

…Не случайно, как подсчитали эксперты,
каждую минуту в России от болезней, вызванных курением,
умирают три (!) человека…

Все, что дано человеку Богом, должно
использоваться во благо. Телесное здоровье — бесценный дар,
и каждое наше действие, причиняющее вред здоровью, —
настоящий грех перед Создателем.

Многие святые учителя
Церкви указывают на это. Вот слова святителя Нектария
Эгинского: «Для того, чтобы человек блаженствовал и был
достоин своего призвания, необходимо, чтобы он был здоров и
телом и душей, потому что без благосостояния обоих не может
быть приобретено ни блаженство, ни дееспособность для
выполнения назначения.

Предисловие

Причиной появления этой небольшой книжки послужило то, что иногда приходиться рассказывать, желающим бросить курить, одно и то же. А это достаточно скучное занятие. Кроме того, в разговоре всего не упомнишь и можешь пропустить что-нибудь важное.

Поэтому, если данный труд поможет кому-нибудь избавиться от этого рабства (которое с годами гнетет все сильнее) и к человеку вернется забытая радость бытия «эпохи некурения», то станет понятно, почему я поделился своим опытом.

Бросать курить все равно придется, не на «этом» свете — так на «том», и человеку выбирать, что лучше: или сделать это добровольно здесь (навсегда порвав с этой дурацкой привычкой) или страдать вечно от невозможности утолить свою страсть «там»

Итак, начнем.

Позади у вас несколько попыток бросить курить «сразу», может быть еще какое-нибудь «кодирование», разные никотиновые пластыри и т.д. Поэтому пора остановиться и всерьез призадуматься, что война предстоит тяжелая и длительная.

Но за то велика и награда , т.е. возвращение здоровья телесного и духовного, ощущение свежести, повышение, как говорят, «общего тонуса», работоспособности, творческих сил и многое другое. В моем случае это еще исчезновение головных и сердечных болей.

А мои друзья сказали мне, что я стал более доброжелателен. На мой взгляд, к бросившему курить, просто возвращаются утраченные качества.Ради этого стоит побороться.Просыпаясь утром, без дурного запаха изо рта, с полностью восстановленными за ночь силами, с благодарностью в сердце появляется мысль: «Слава Тебе, Господи!»

«Прежде чем закурить, помолись»

Теперь остановимся на том месте в письме
читателя, где он говорит, будто отцы церкви ничего не
говорили о вреде курения. Это совсем не так. Другое дело,
что следует знать — в Русской Православной церкви нет границ
святоотеческих наставлений.

Дескать, до какого-то
относительно давнего времени — это святоотеческие
наставления, а наставления тех, кто, скажем, причислен к
сонму святых в последние годы, — это нечто недостаточно
авторитетное.

В Русской Православной Церкви нет подобных
границ. Нынешние подвижники часто впитывают и развивают
наставления своих предшественников, и каждое слово всякого
святого подвижника самоценно. Вот только некоторые из
высказываний святых отцов о грехе курения.

«Человек извратил самые наслаждения
чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого
дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и
пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону,
живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего
и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим
зловонием сам, — и вот вам постоянное огрубление своего
чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может
не действовать ни на тонкость сердечного чувства, оно
сообщает ему плотяность, грубость, безчувственность».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Табак
расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает
разум и разрушает здоровье медленной смертью.
Раздражительность и тоска — это следствие болезненности души
от табакокурения».

Преподобный Амвросий Оптинский: «В 1905 году
афонский старец Силуан провел несколько месяцев в России,
часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в
поезде он занял место напротив купца, который с дружеским
жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и
предложил ему сигарету.

Отец Силуан поблагодарил за предложение,
отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: «Не
потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это
грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни;

хорошо
прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут.
Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и
вообще в ходе жизни…» И дальше, пытаясь убедить отца Силуана
взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения.

Тогда все-таки отец Силуан решил сказать:
«Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите
одно: «Отце наш». На это купец ответил: «Молиться, перед тем
как закурить, как-то не идет».

Теперь о цитате из Библии из книги притчей
Соломоновых «курение радует сердце». Разумеется, речь идет
вовсе не о курении табака. Курениями в древние времена
называли сжигание ароматических веществ и благовонного
масла.

Люди во все века любили благовония, и уже в древности
к жертвоприношениям добавлялись благовонные воскурения.
Ароматные растения и экзотические благовония высоко ценились
в религиозных обрядах.

Они ценились на вес золота и серебра.
Так, царица Савская привезла Соломону в подарок
ароматические вещества. Благовония хранились в царской
сокровищнице. Именно о таком «курении» говорится в Библии.

Курение радует сердце, а сердечный совет друга — сладок, —
так полностью выглядит эта цитата из книги Притчей. Сегодня
«курением» в храме можно назвать каждение — когда священник
проходит по храму с кадилом, из которого воскуряется
благовоние ладана.

«На Богослужении воскуряют ладаном, как и
рабам греха не изобрести своего рода курения? — говорил
святой Никодим Святогорец. — Первое приятно Богу, второе
должно быть приятно врагу Божию — дьяволу».

ШАГ № 2 Куда же бедному курильщику податься?

В 1995 году, в середине апреля, собрались мы с моим другом Антоном и ранним утром поехали в славный город Серпухов, в Высоцкий мужской монастырь, где находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша».

К тому времени Антон (стаж курильщика 6 лет) курить уже бросил. Он уже раз в пятый направлялся в этот монастырь, а я впервые. И, вообще, впервые ехал к чудотворной иконе. Светлое утро с ярким, забытым за зиму солнцем, дыхание старины и благоговение, которое испытываешь уже на подходе к этому монастырю, при виде только его стен, все располагало к молитве.

То, не поддающееся никакому определению, ощущение святости, охватывающее человека при нахождении вблизи чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, дивная монастырская служба, неизъяснимая неподдельная уверенность, что там, в алтаре действительно присутствует Сам Господь, вселило тогда в меня ожидание будущих перемен.

Это ожидание было как будто бы закреплено обещанием Самой Пречистой, рожденным в сердце, что я обязательно получу не только просимое, но и еще много чудесных даров Божиих, о которых человек и подозревать не может.

После Литургии, по Воскресеньям, перед иконой служится молебен о здравии и потом всем желающим раздается святая вода. Запасшиеся большим количеством емкостей все православные одновременно жаждут их наполнить и поэтому благоразумней немного подождать в сторонке.

Поскольку вода постоянно подается в чаны через шланг, то ее все равно хватит всем. Там же можно заказать поминовение о здравии на литургии и молебнах даже на целый год, за себя самого и за родных и близких, страдающих пристрастиями к алкоголю, наркомании и табакокурению.

В монастыре уже тогда было собрано два мешка с письмами от тысяч благодарных паломников, получивших исцеления от этих, увы самых распространенных недугов, после усердных молитв у святого образа. Известны случаи, когда длительные поминовения о здравии приносили удивительные результаты.

Святую воду, привезенную из Серпухова, я старался пить каждое утро в течение всего времени, как бросал курить. Ожидаемого мной моментального чуда не произошло и бросить курить сразу не получилось. Но за то вскоре появилась неприязнь к крепким напиткам, с которыми у меня иногда были проблемы, и с тех пор ничего крепче «Кагора» я не употребляю.

В воскресенье, около 7 часов, электричкой с Курского вокзала до станции «Серпухов» (время в пути 1ч 50мин). Сразу за зданием вокзала на площади остановка автобуса №5 (10-15 мин).

Церковь предупреждает: курение вредит вашей душе

КУРЕНИЕ1. Как смотреть на негоКурение — дело бестолковое; нравственного тут настолько, насколько есть пустого пристрастия и вреда сознаваемого. Последние две черты трудно сознавать самим курящим и трудно разъяснить их некурящим.

Крепко неприлично, но приличие и неприличие, то же что люди, — изменяются.Потерпите дурную привычку, но в грех ее не возводите.Помолиться, чтобы дочь ваша отвыкла,- хорошее дело. Но этого нет нужды облекать в особую форму.

При всяком молитвословии взывайте к Богу. И Он устроит, как Его святой воле угодно. (Вып. 8, пис. 1230, стр. 12)2. Вред от негоДобре бросить курение. Оно не только пусто, но подтачивает понемногу здоровье, портя кровь и засоряя легкие. Это есть постепенное себя оядотворение.

Но совета на это никакого нет и не бывает, кроме — решиться покрепче. Иного способа нет.Курить или не курить, есть дело безразличное, по крайней мере, наша и общая совесть считает это таким.

Но когда некурение связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить ее. Вот вам враг и подсолил. Верно, вы хорошо поговели.

Враг надоумил вас положить решение, а потом сбил к нарушению данного слова. Вот и вся история! Извольте учиться и впредь смотреть в оба. На что вязать себя обетом? Говорить надо: постой, дай-ка попробую бросить.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock detector